В Казани глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко провел Всероссийское совещание с руководителями региональных органов образования.
Обсуждался самый больной вопрос отрасли, который, казалось бы, давно стал риторическим, - как повысить учителям зарплату. Вот только на сей раз разговор шел не о том, где взять деньги, а о том, как их правильно потратить.
Напомним, 11 апреля председатель правительства РФ Владимир Путин заявил, что в 2011-2013 годах в регионы дополнительно направят 120 миллиардов рублей на модернизацию школьного образования. При условии, что местные власти за счет своего бюджета повысят среднюю заработную плату учителям до уровня средней зарплаты в регионе. Фонд оплаты труда школьных педагогов вследствие этого должен вырасти примерно на 30 процентов.
Понятно, что задача непростая, учитывая разнообразие субъектов РФ. Собственно, чтобы уйти от "средней температуры по палате", министр образования и науки РФ собрал своих региональных коллег. И хотя в совещании участвовало около ста человек, Андрей Фурсенко определил формат встречи как "обсуждение в узком семейном кругу" и с самого начала задал беседе предельно откровенный тон.
- Государство пошло нам навстречу. А мы должны быть готовы к тому, чтобы максимально эти возможности использовать. Никогда простая раздача денег ни к чему хорошему не приводила, мы должны понимать, что это инструмент для повышения качества образования, - пояснил министр.
По словам Андрея Фурсенко, в большинстве субъектов РФ размеры зарплаты учителей и средней зарплаты региона вполне сопоставимы. Хотя, конечно, есть регионы, в частности нефтедобывающие, где этот разрыв существенный. С другой стороны, есть другие примеры, когда эти показатели совпадают. Но, к сожалению, не из-за того, что зарплата у педагогов высокая, а из-за того, что у всех остальных очень низкая.
Между тем министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов обозначил еще одну проблему, которая может возникнуть в процессе реализации проекта - разрыв между зарплатой учителей-предметников (после повышения) и зарплатой других работников сферы образования. Подобная ситуация, напомнил он, сложилась у медиков, после того как ввели надбавки участковым врачам.
- Повышение зарплаты учителям - это наш главный лозунг. Можно сравнить его с флагом, - ответил Фурсенко, - и, как только мы взяли его в руки, нам говорят, а не забудьте, пожалуйста, еще с десяток флажков поменьше. Федеральный центр, понимая все риски, выделил немалые деньги для образования. На моей памяти такие средства вообще никогда не выделялись. А я занимаю пост министра, как это ни странно, больше семи лет. Если вы думаете, что нам дали эти деньги потому, что их некуда девать, то глубоко заблуждаетесь. Это не предвыборная кампания, а осознанное решение улучшить ситуацию в школьном образовании.
Министр образования и науки РФ подчеркнул, что программа строится на софинансировании. А потому, затратив свои средства на повышение зарплаты учителям, федеральную субсидию регион сможет направить и на улучшение материального положения педагогов других сфер образования. Но при этом важно не просто заменить одни деньги другими, но и повысить качество образования, изменить ситуацию с наполняемостью классов.
- Я не хочу никого обидеть, но вкладывать деньги в неэффективную систему не просто бесполезно, это плохо, - заявил Фурсенко. - Давайте называть вещи своими именами. Зарплата у учителей не такая уж маленькая. Вспомним о том, что по выслуге лет почти все учителя, достигшие 45-летнего возраста, получают еще и пенсию. Сегодня в целом ряде регионов преподаватели предпочитают из университетов и техникумов уходить в школы, потому что там немаленькая и надежная зарплата. Мы это прекрасно понимаем, но не говорим об этом. У нас после 2000 года, когда начался рост зарплаты у учителей, резко уменьшилась сменяемость преподавательских кадров. А молодые педагоги не идут в школу, в том числе и потому, что там нет вакансий. Я двумя руками за то, чтобы хороший учитель оставался в школе. Но я против того, чтобы школа заменяла собой собес. Она для ученика, и в ней должен работать хороший учитель. Давайте покажем, что эти вложения эффективны. И тогда у нас будет полное моральное право попросить у правительства поддержку и в других сферах образования. Мне кажется, это честный подход.
Также министр подчеркнул, что на 30 процентов вырастет не зарплата каждого учителя, а именно фонд оплаты труда в целом. Что же касается прибавки к заработку педагога, то она будет зависеть от его профессионализма.
- Это не та ситуация, когда на хлеб не хватает. Учителям надо честно говорить: ребята, не все вы работаете одинаково. Это неприятный разговор, но мы вынуждены его вести. Родители боятся поднимать этот вопрос. Я думаю, не только в Москве, но и в других городах в лучшие школы выстраиваются очереди при записи детей. Это ж не потому, что мест в общеобразовательных учреждениях не хватает. Просто есть те, кто учит хорошо и те, кто не учит вообще.
Несмотря на всю провокационность, эти высказывания не вызвали ни единой реплики. Дискуссия возникла в экономической плоскости. Представителей нескольких регионов смутила установка - повысить уровень зарплаты учителя до средней по экономике. Неизбежно возник вопрос, как соблюсти этот баланс, если зарплата по экономике растет в разы быстрее, чем учительская. Выразил сомнения на этот счет и президент РТ Рустам Минниханов:
- Мы регион-донор, и нас надо рассматривать отдельно. Если мы должны поднять зарплату учителя до уровня экономики, то только на год нам потребуется субсидий на 10 миллиардов рублей. Это невозможно. Сейчас у нас начался рост в машиностроении, нефтехимии, и все-таки я считаю, что не везде среднеотраслевую зарплату мы можем догнать. Никаких бюджетов не хватит.
Надо заметить, что при этом в Татарстане стартовала своя программа модернизации образования "Килэчэк" ("Будущее"). И в ее рамках учителям оказывают серьезную поддержку. Уже сейчас большинству педагогов республики вручили личные ноутбуки. А с первого сентября 15 процентов лучших учителей (это почти пять тысяч человек) будут получать ежемесячные гранты президента РТ в размере 7 тысяч рублей.
- Я прекрасно понимаю, что зарплата нефтедобытчика и учителя никогда не сравняется, а есть регионы, где одна половина населения вахтовики, а вторая - бюджетники, - развеял сомнения Андрей Фурсенко, - и в таких случаях, как отметил премьер-министр Владимир Путин, повышение зарплаты должно быть существенным. Индикаторы не будут едиными для всей страны. Если мы официально не поднимем учителю зарплату, то он добьется, чтобы эти деньги ему принесли родители. Вы понимаете, о чем я говорю. Очевидно, что в регионах, где бурно развивается экономика, ставить такую задачу можно только при одном условии - что сфера образования у них так же эффективно работает, как и остальные отрасли. Вот только у нас образование далеко не везде столь же эффективно, как экономика. Пока мы определяем общие рамки. Поэтому форма соглашения одна, а индикаторы будем обсуждать по каждому региону отдельно. |